15.10.12

Вячеслав Владимирович Юрию Долгорукому, 1151 г.

От Вячеслава Владимировича к Юрию Долгорукому, 1151 г.

9.

азъ єсмь брате тобѣ мъного мълвилъ. и Изѧславоу ѡбѣма вама. не пролиита крови христьіаньскы. ни погоубита Роусьскы землѣ того ва єсмь боронѧ и не правилъ себе ѡже мѧ переѡбидила и пьрвоє и дроугоє. и бещьстьє на мене єста положила. а пълкы имѣѭ а силѫ имѣѭ. и богъ ми далъ. но ıазъ Роуськыѧ дѣлıа землѣ. и христıанъ дѣлıа. того вьсего не помѧнѫлъ. нъ и єще то вамъ єсмь. ıавилъ. ѡже Изѧславъ ѣда битъ сѧ. съ Игорьмъ тако. мълвить. ıазъ Кыєва не собѣ ищѫ. нъ ѡно ѡтьць мои Вѧчьславъ. братъ старѣи. а тому єго ищѫ. а то ти мълвить битъ сѧ ѣда а и богъ ємоу помоглъ. а ѡнъ же Кыєвъ собѣ. и єще над тѣмь. и Тоуровъ и Пиньскъ оу мене ѿѧлъ. то ти Изѧславъ мѧ тѣмь приѡбидилъ. а ты пакы брате поѣда Переѧславлю съ Изѧславъмь. битъ сѧ. тако же мълвиши. азъ Кыєва не собѣ ищѫ. ѡно оу мене братъ старѣи Вѧчьславъ. ıако и ѡтьць мънѣ а тому єго ищѫ. а богъ ти помоглъ. а ты же Кыєвъ собѣ. и єще надъ тѣмь Пересопьницѭ и Дорогобоужь єси оу мене ѿѧлъ а ты мѧ тако переѡбидилъ а мънѣ єси Вышегородъ ѡдинъ далъ. ıа же того вьсего не правилъ. Роусьскыѧ дѣлıа землѣ. и христьіанъ дѣлıа и єще ваю єсмь оустѧгывалъ. а вы мене не слоушаєта тоти ни мънѣ єста не оуправила єже рекъша нъ богови то ми єси мълвилъ. противоу моложьшемоу не могѫ сѧ поклонити се же Изѧславъ аче и двоича стѫпилъ слова своего се же нынѣ добывъ Кыєва. и поклонилъ ми сѧ. и чьсть на мънѣ положилъ и Кыєвѣ мѧ посадилъ и ѡтьцьмь мѧ назъвалъ. а ıа єго сынъмь. дажь єси реклъ моложьшемоу сѧ не поклонѭ. да се ıазъ тебе старѣи. єсмь. не малъмьъ нъ мъногъмь. азъ оуже. бородатъ а ты сѧ єси родилъ. пакы ли хочеши на моє старишиньство поѣхати ıако то єси поѣхалъ. да богъ за вьсимь (429—430).

Перевод
Я, брат, уже много говорил тебе и Изяславу, обоим вам: «Не проливайте крови христианской, не уничтожайте Русскую землю». Это вам запрещая, я не обращал внимания на себя, что вы оба меня сильно обидели, и первый раз, и второй, и бесчестие мне сделали. Я войска имею и силу имею, ибо бог мне дал. Но я ради Русской земли и ради Христиан всего этого не вспоминал, но даже ещё и то вам дал знать, что Изяслав, уезжая биться с Игорем, так говорит: «Я Киева не себе добиваюсь, но вон мой отец Вячеслав, брат старший, и ему его я добиваюсь». А как он это говорил, уезжая на битву, то и бог ему помог. А он же — Киев себе, а ещё к тому и Туров, и Пинск у меня отнял. Поэтому Изяслав меня тем сильно обидел. А ты тоже: «Брат, поезжай в Переяславль с Изяславом биться». Ты же говоришь: «Я Киева не себе добиваюсь. Вон у меня брат старший Вячеслав, он как отец мне, и ему его я добиваюсь». И бог тебе помог. А ты — Киев себе, а ещё к тому Пересопницу и Дорогобуж у меня отнял. И ты меня так же сильно обидел, а мне один Вышгород дал. И я на всё это не обращал внимания ради Русской земли и ради Христиан, а ещё вас обоих удерживал. А вы меня оба не слушаете, хотя ведь не мне вы не угодили, как говорят, а богу. И такое ты мне сказал: «Перед младшим я не могу поклониться». А вот Изяслав, хотя и дважды он отступил от своего слова, а теперь вот, добыв Киев, поклонился мне и честь мне оказал, и в Киеве меня посадил на престол, и отцом меня назвал, а я его — сыном. А что ты говорил: «Младшему я не поклонюсь», то я вот старше тебя не на мало, а на много. Я уже бородатым [был], а ты родился. Если же ты хочешь на моё старшинство поехать, как ты вот поехал, — то да будет воля божья во всем.

Немає коментарів:

Дописати коментар